Непраздная: почему так ранее называли беременную даму

Термин «непраздная» сохранялся в фольклоре столетиями. Конкретно так, а не по другому ранее называли беременную даму. Наиболее того, это было не попросту народное «прозвище», а синоним. Доказательство тому – монументы церковнославянской литературы: «Горе же непраздным и доящым в тыя деньки» (Мф 24, 19; Мк 13, 17). Ну и в записках о здравии беременных до сего времени добавляют: «непраздная».

Беременность на Руси числилась одним из самых принципиальных шагов в жизни дамы. Конкретно потому с беременностью было соединено столько воспримет, поверий и ритуалов. Так, дама, находившаяся в положении, как можно подольше скрывала факт собственной беременности даже от собственного супруга. Тогда верили, что идеальнее всего дитя развивается в этом случае, если о этом никто не считая мамы не понимает. Понятно, что почти все родственники и соседи в некий момент начинали догадываться о том, что происходит, но постоянно подыгрывали будущей мамы и никогда не задавали прямых вопросцев. Числилось, что схожими расспросами на беременную можно навести порчу. Когда же появлялись очевидные признаки, спросить у дамы впрямую о ее положении имели право только супруг, мама и свекровь.

С того момента, когда о беременности становилось понятно домочадцам, они окружали будущую мама тотчас необычной до этого заботой. Если дама желала отдохнуть, ее не бранили за то, что она отлынивает от работы. Совершенно, обязанности, связанные с применением физической силы, непраздной старались не поручать. Тем наиболее, что в таком случае дама могла «встряхнуться» либо «зашибиться», и это повредило бы не только лишь ей самой, да и ребенку. Под хоть каким предлогом домочадцы пробовали отдать беременной «задание» полегче. По мере приближения родов опека становилась все наиболее и наиболее назойливой. Время от времени, когда рабочих рук не хватало, в дом для выполнения каких-то работ приглашали даже соседей, чтоб лишь не завлекать к труду будущую мама.

Вот итак вот, чудилось бы на 1-ый взор, праздно проводила практически весь период беременности российская дама. Праздность же, согласно словарям, — это ничегонеделание, бесцельная жизнь. Тогда же почему даму, которая была отстранена от по последней мере томного труда, на Руси называли непраздной? Дело в том, что материнство числилось основным назначением дамы, а беременность – таковой же работой, как и все другие. Конкретно потому «непраздная» и стала синонимом «беременной». Вообщем, быстрее напротив: «беременная» стала синонимом «непраздной». Ранее «непраздная» было наиболее употребительным термином, чем «беременная». Беременными же называли дам только представители привилегированных сословий.

Ну и в церковнославянском языке слову «беременная» соответствует «непраздная». Недаром написано: «Горе же непраздным и доящым в тыя деньки» (Мф 24, 19; Мк 13, 17). Даже плодоносящая, вопреки словарю Д. Н. Ушакова, имеет несколько другой смысл в церковной традиции. Во время сугубой ектении возносится прошение: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем…» И тут речь совсем не о женщинах, находящихся в положении. Плодовые – это те, кто «из благочестивого обычая и усердия приносит в церковь земные плоды», кто «советами, попечениями и трудами, а частью щедротами своими наращивает благолепие церкви». Естественно, если в записке о здравии будет обозначено «плодоносящая», то священник усвоит, о ком речь идет. Но принято все таки писать «непраздная».

К слову о религии. Как ребенок начинал шевелиться в утробе, будущая мама принималась читать ночами молитву: «Рождество Богородицы, супруга Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостливая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, порочную, потерпи моим грехам». Дама, ожидающая малыша, обращалась к Богородице по понятным причинам. Совершенно непраздная дама числилась на Руси отмеченной Богом. Недаром в российских легендах беременная дама нередко сравнивалась с Богородицей, вынашивающей малыша Иисуса.

В том числе конкретно потому к будущей мамы относились с огромным почтением, старались не ругаться и не драться в ее присутствии. Тем наиболее, что наши праотцы верили в том, что настроение дамы во время беременности способно воздействовать на состояние здоровья малыша. Не много того, на даму в положении недозволено было даже таить обиду. Для этого за несколько недель до родов к беременной приходили родственники и просили прощения, в ответ каялась и будущая мама. Дело в том, что непраздная тоже обязана была смотреть за своим поведением: жить праведно, никого не обижать (даже звериных), не произносить ругательств, не красть и т.д. Непрощенная обида могла «связать» роды и привести к несчастью.

Потому практически все желания и капризы беременной дамы производились. К тому же числилось, что того, что желает будущая мама, желает и пока не показавшийся на свет ребенок. Отказать в чем-либо даме, находившейся на сносях, числилось непростительным грехом. Наиболее того, если праздничек в доме, где жила непраздная дама, был совсем не ее честь, гости постоянно приносили подарок и для нее. И это непопросту: невзирая на такое отношение, дама, готовившаяся стать мамой, вправду была непраздной, а делала свое назначение на земле.

Источник: myjane.ru

Интересное

Добавить комментарий