Балет. История возникновения балета

Балет существует чуть более четырехсот лет. Как и танец, балет постоянно усложняется и развивается. Балет не сразу завоевал отдельную позицию в искусстве, когда-то он был "придатком" оперы…

Танец в жизни людей занимает особое место. Люди танцуют в давних пор, первые танцевальные па возникли рядом с пещерными кострами. С развитием цивилизации менялись танцевальные движения. У каждого народа есть свои национальные танцы. Балет по сравнению с танцами, искусство молодое, существует чуть более четырехсот лет. Как и танец, балет постоянно усложняется и развивается. Ценители балета как раньше, так и сейчас, готовы пуститься в путешествие, чтобы насладиться красивейшим представлением. В наше время, конечно, можно посмотреть балет по телевизору или в Интернете, но такой показ не сравнится с «живым» просмотром. Но балет подвластен не многим. Подобные танцы нравятся не всем, это дело вкуса, воспитания, образования.

Родина балета — Северная Италия. Родился балет в эпоху Возрождения. В переводе с итальянского балет означает «танцевать». Вначале балет не являлся спектаклем, это были лишь танцевальные эпизоды, передающее определенное настроение. Перед началом общего большого танца выходили один или два танцора, представлявшие героев греческих мифов. Балет был доступен только богатому сословию. Итальянские вельможи обожали пышные празднества, но танцы простолюдинов им не подходили. Появились учителя танцев — танцмейстеры, которые перед балами репетировали с дворянами отдельные движения танца, фигуры. Постепенно танец усложнялся, становился более театральным.

Италия — родина балета, но дальнейшее его развитие происходило во Франции. В 1581 году балетмейстер из Италии Бельджойозо «выпустил» во Франции первый спектакль-балет «Комедийный балет Королевы». Балет в то время не был только танцевальным спектаклем. Балет прошел путь от балета-маскарада, помпезных мелодраматических балетов на рыцарские и фантастические темы, в которых не только танцевали, но и исполняли вокальные арии, декламировали стихи до современного балета, поражающего мастерством, артистизмом, красотой артистов.

Людовик XIV, король Франции, любил принимать участие в балетах. В период его правления придворные балеты достигли особого великолепия. Король-Солнце — такое красивое прозвище правитель Франции получил за исполнение роли Солнца.

Надо отдать должное французскому правителю. Он не только упивался своей красотой и могуществом, участвуя в балетных спектаклях. Он распорядился создать первую и единственную на то время Академию музыки и танца (1661г.). Обучением танцоров занимались тринадцать ведущих танцмейстеров. Директором академии являлся Пьер Бошан, который прежде обучал придворных и короля танцам. Бошану принадлежит создание пяти позиций, составляющих основу классического танца.

После создания Академии открылась Парижская опера. Балетмейстером этого заведения назначили Пьера Бошана. Он сформировал балетную труппу. Интересный факт — вначале в её составе были только мужчины. Женщины получили допуск на сцену Парижской оперы только в 1681 году!

Зрителям предлагали оперы-балеты композитора Люли, балеты-комедии по произведениям Жана Ботиста Мольера. Первые спектакли практически не отличались от придворных представлений, да и участвовали в них придворные. Танцевали гавоты, паваны, медленные менуэты. Артистические женские костюмы — тяжелые платья, маски, туфли на высоких каблуках не давали возможности танцовщицам выполнять сложные танцевальные движения. Мужчины не были так стеснены костюмами, поэтому танцевали более изящно и грациозно.

Балет уверенно завоевывал популярность в аристократических дворах Европы. Открывались оперные театры. Учителя танцев пользовались спросом, недостатка в работе не ощущали.

Со временем женский балетный костюм претерпел значительные изменения, стал намного свободнее, легче. Обувь на каблуке ушла из балета. Танцовщицы перешли на бескаблучные туфельки. Мужчины-танцовщики также сменили балетный костюм. Они выступали перед публикой в панталонах в обтяжку до колен и чулках.

Танцевальная техника становилась лучше. Балет отделился от оперы, стал самостоятельным видом искусства. Балетмейстеры и артисты постоянно искали более выразительные средства.

К концу XVIII в. В искусстве появилось новое направление. Романтизм оказал сильнейшее влияние на балет. Пуанты появились в романтическом балете. Танцовщицы встали на пуанты. «Пионеркой» пуантов является Мария Тальони. Она полностью изменила прежние представления о балете, представ в «Сильфиде» на пуантах . Мария Тальони имела ошеломляющий успех!



Романтический балет уверенно набирал обороты, но во второй половине девятнадцатого века опять превратился в придаток к опере. Возрождение балета началось в двадцатом веке под влиянием русского балета.

Балет в России имеет долгую историю. В далёком 1673 г при дворе Алексея Михайловича, русского царя, было дано первое балетное представление. Балет, обещавший историю об Орфее и Эвридике, состоял из медлительных танцев, поклонов, частой смены изящных поз, чередовавшихся пением, стихами, речью.

При Петре Первом в дворянских учебных заведениях обязательно обучали танцам. При царском дворе часто выступали заграничные музыканты, оперные певцы, балетные труппы.

Открытие первой балетной школы в России произошло в 1738 г.. На обучение взяли по двенадцать мальчиков и девочек. Это были дети дворцовой челяди. Через несколько лет ученики школы стали первыми профессиональными российскими танцовщиками. Тимофей Бубликов, выпускник школы, со временем блистал не только в Петербурге. Его приветствовали венские почитатели балета.

Русский балет в те времена был очень популярен, некоторые европейские балетные танцоры, желая быстрее достичь популярности, не хотели выступать под своими фамилиями, а для псевдонимов выбирали русские фамилии!
В XIX веке русский балет достиг творческой зрелости. Царские власти уделяли этому виду искусства пристальное внимание, нередко выделяли государственные субсидии. Только в России была большая, талантливая, хорошо обученная балетная труппа.

К музыке для балета долгие годы серьезно не относились, считали её всего лишь аккомпанементом к танцам. Знаменитый русский композитор Чайковский первый из композиторов написал музыку специально для балета. Произведение «Лебединое озеро» явилось новым этапом в истории русского балета. Балетная музыка стала в ряд с симфонической и оперной музыкой. «Лебединое озеро» остаётся самым популярным балетом в мире на протяжении долгих лет!



Московский балетмейстер А.Горский начал использовать в балете режиссуру, большое внимание уделял декорациям.

Хореограф Михаил Фокин, основоположник классического романтического балета XX века. Фокин – реформатор балетного искусства. Он мечтал из балета-забавы создать балет-драму и это ему удалось.

Имена российских танцовщиков той поры стали известны всему миру. Первой в этом ряду стоит Анна Павлова.
Октябрьская революция, произошедшая в 1917 году, заставила многих покинуть Россию. Известные деятели балетного театра эмигрировали, но школа русского балета устояла. Школа классического танца, академический балет не утратили своей значимости в наши дни и по-прежнему остаются в России ведущими.

Источник: myjane.ru

Интересное

Добавить комментарий