23 августа 1999 года в Киеве на улице Десятинной справа от Андреевской церкви свершилась церемония открытия монумента героям кинокомедии «За 2-мя зайцами» Проне Прокоповне Серковой и Свириду Петровичу Голохвастову.
Маргарита Криницына, исполнившая в картине роль Прони Прокоповны, присутствовала на открытии и когда с монумента было снято покрывало, взволнованно проговорила: «Гранд мерси за комплимант!»
Картина «За 2-мя зайцами», снятая режиссёром Виктором Михайловичем Ивановым по пьесе украинского писателя Миши Старицкого, который в свою очередь переработал пьесу Ивана Нечуй-Левицкого «На Кожемяках», принесла, Маргарите Кринициной славу, хоть и не ту, о которой она желала. А вот успеху в её актёрской судьбе роль Прони Прокоповны навредила. И режиссёры, и зрители стали созидать в Криницыной лишь комедийную актрису.
Хотя роли Маргарита Криницина игралась различные. В её творческой биографии такие киноленты, как: «Свадьба в Малиновке», «Деньки Турбиных», «Бумбараш», «Адъютант его превосходительства», «Рождённая революцией», «Древняя крепость», «Володя большенный, Володя небольшой», «Пылай пылай, моя звезда», «Цыган», «Одинокая дама хочет познакомиться», «Катя Катюша», «Жнецы», «Святое семейство» «Дипломаты поневоле», «Будем жить» и остальные.
К слову получению актрисой роли в кинофильме «Предсказывает победу» воспротивились известные деятели культуры Украины, которые написали в «Госкино», что Маргарита Криницына не отвечает эталону украинской дамы — «не вродлива».
Но по идее и не обязана отвечать, потому что родилась на Урале.
Миллионы зрителей признательны Маргарите Васильевне за её Проню в «2-ух зайцах». Близких же Криницыной эта роль огорчила. По мемуарам актрисы дочка ей произнесла: «Мам, ты таковая ужасная!», ну и супруг не пришёл в экстаз: «Это было надо себя так исковеркать!», и, по словам актрисы супруг, старался больше этот кинофильм не глядеть.
Минусом было и то, что, по словам современников у режиссёра Виктора Михайловича Иванова был запальчивый нрав, и он практически любой денек доводил Маргариту до слёз.
За съёмочный денек, работая над комедией, Криницына получала 13 рублей 50 копеек. Позже директор повысил ставку до 18 рублей. Опосля окончания съёмок Маргарита Васильевна получила премию в размере 400 рублей. По тем временам это были большие средства, но актриса истратила все на мягенькие германские игрушки для собственной дочери.
Маргарита Васильевна Криницына родилась 7 октября 1932 года на Урале в городке Новенькая Ляля. Отец Василий Криницын был кадровым офицером, потому семья скиталась по гарнизонам, переезжая с места на пространство.
Когда началась война, отец и три её дяди, младший лишь закончил школу, ушли на фронт. Малыши с мамой в тот момент жила в Кирове. Мама пошла работать на военный завод, а детки оставались со собственной старой бабушкой, прибывшей на выручку семье дочери из уральского посёлка.
Бабушка была крестьянкой, без всякого образования, всю жизнь, занимавшаяся тяжёлым физическим трудом. Но, невзирая на тяжелую жизнь, она смогла сохранить духовное тепло, которым щедро одаривала внуков и ещё она никогда не унывала.
Сама Маргарита Васильевна позже вспоминала так о собственной бабушке: «Она была, как молвят, «смешнячка». Неученая крестьянка, подорвавшая тяжёлым трудом здоровье, она никогда не унывала, забавная была до безумия. Если приходила откуда-то, непременно все тщательно говорила с самыми забавными подробностями».
Вот этот комедийный бабушкин талант и достался внучке Маргарите. Ещё, будучи малеханькой девченкой, она обожала копировать, пародировать окружающих людей, устраивать розыгрыши.
Отец возвратился с войны и перевёз семью в Молдавию, в город Бельцы, где Маргарита и обучалась в школе.
Опосля окончания школы по совету подружек, которые гласили ей: «Ты таковая забавная – иди в артистки», Маргарита решила отправиться в Москву, хотя в детстве желала стать юристом.
Она сходу поступала и во Всесоюзный институт кинематографии и в Вахтанговское училище. Сама она вспоминала, что не искусна ни петь, ни плясать, но делала и то, и другое, чем рассмешила во ВГИКе всю приёмную комиссию. Конкретно во ВГИКе она и осталась обучаться, выбрав профессию киноактрисы. Хотя ей хотелось быть и театральной актрисой.
В Институте кинематографии в то время обучалось много профессиональных юношей и женщин, которые потом стали величавыми режиссёрами и артистами – гордостью русского синематографа. Это: Марлен Хуциев, Григорий Чухрай, Татьяна Конюхова, Людмила Гурченко, Алла Ларионова, Николай Рыбников, Нина Гребешкова, Руфина Нифонтова и остальные.
Позже Маргарита Васильевна вспоминала о собственных студенческих годах: «Я жила в общежитии на Яузе, под Москвой. На занятия мы ездили электричкой. Правда, на первом курсе во ВГИКе ещё не было собственного общежития, потому нам снимали хаты в пригороде. В малюсенькой комнатке нас жило 6 женщин! Мебели – практически никакой. Стальные кровати да тумбочки».
Когда в мастерской Герасимова и Макаровой на дипломном спектакле «Пётр I» не хватило актёров, Криницыну пригласили на роль сударыни Буйносовой. Комедийный талант Кринициной был увиден уже в те времена. Молвят, что московские режиссёры имели списки актёров, которые могли бы сыграть калоритные соответствующие роли. Фамилии актёров парней занимали два листа, а фамилии дам всего полстраницы: Раневская, Носова, Гурченко, Румянцева, Мордюкова, Копержинская и… Криницына.
К юный актрисе отлично относился сам Пырьев и пару раз рекомендовал её на ту либо иную роль. Побывав на её дипломном спектакле, он произнес: «Немедля пробовать её на Дездемону!» Но Криницына считала себя страшненькой и неудачливой. Молвят, что она длительно бегала по ВГИКу и орала: «Ну, какая я Дездемона? Поглядите на меня!»
Ей совершенно ещё молодой отлично удалась роль Коробки в «Мёртвых душах Гоголя.
Но для того, чтоб сниматься на «Мосфильме» и на студии имени М. Горьковатого, необходимо было оставаться в Москве.
Маргариту Криницыну брали в Театр киноактера, звали на просмотр в Вахтанговский, приглашали в театр Моссовета. Самой Маргарите хотелось в «Современник», но она не отважилась подойти к Олегу Ефремову.
И всё сложилось не совершенно так, как желала молодая актриса.
В 1961 году Юрий Чулюкин приступил к съёмкам кинофильма «Девчата». В роли Нади он лицезрел Маргариту Криницыну, но эта роль досталась Инне Макаровой, потому что Маргариту воспретило снимать «Госкино». Причина заключалась в том, что она уже жила в Киеве, а в Москве старались брать актрис из Театра киноактера. Юрий Чулюкин бился за актрису, как мог, но ничего у него из этого не вышло.
Учась на четвёртом курсе, Маргарита вышла замуж за профессионального украинского сценариста Евгения Оноприенка («В бой идут одни «старики»), бывшего фронтовика.
Сама Маргарита Васильевна вспоминала: «Женитьбу справили в ресторане «Арагви», в зале на втором этаже. Всем курсом сбросились и пошли отмечать. К слову, я-то супруга собственного, Евгения, отбила у Изольды Извицкой. Правда, она на меня за это не обиделась. Позже на свадьбе была моей дружкой. Помню, подарок был всего один – духи «Притча». Все другое издержали на пищу. Ну и надеть-то мне было нечего. Платьице из лёгкой кремовой шерсти мне подарила супруга троюродного брата. Правда, ещё, когда я лишь приехала поступать во ВГИК, она увидела меня в ужасных драных полуботинках, с косичками, закручеными в бублички, и лишь руками взмахнула. «На, — гласит, — хоть платьице приличное надень». Это платье, сшитое колокольчиком, я и носила до крайнего курса. В нём и на женитьбу пошла. Женя тоже непринципиально был одет. Помню, мы шли расписываться, я ожидала его около метро. И здесь возникает он, в сероватом костюмчике, зелёной шапке и широком зелёном галстуке. Я аж присела, думаю: «Боже, кто это?» Вот так и началась наша совместная жизнь…»
Евгений Фёдорович Оноприенко тогда обучался во ВГИКе на сценарном у Габриловича и получил распределение на Молдавскую студию «Кинохроники», основным редактором. А Маргарита, опосля окончания в 1955 году, получила распределение в Столичный театр киноактёра. И домашняя жизнь у юных сначала была по переписке.
Позже Оноприенко получил направление в Киев, а Маргарита не желала уезжать из Москвы.
Но супругу всё-таки удалось уговорить Криницыну переехать в Киев: «Но как-то Женя пригласил меня в Киев, показал город. «Ты читала Гоголя, вот этот Днепр, взгляни, какая шикарная река!» И я вправду, как поглядела с данной горы на такую красоту, застыла просто. Боже, какой прекрасный город! К слову, переехать в Киев ему посодействовала именитая тогда актриса русского кино Изольда Извицкая, с которой мы были дружны ещё со студенческих лет. Вот так всё и вышло, я осталась, 1-ые годы всё рвалась в Москву, а позже уже и привыкла, и с 1959 года мы повсевременно жили в Киеве. Супруг мне гласил, не беспокойся, в Киеве раскроется таковой же Театр киноактёра, будет работа, но он открылся, кажется, лет через 25, открылся, поработали два года, и он, как гласит моя дочь, «щез»…»
Поначалу по мемуарам Маргариты Васильевны, юная семья жила в малеханькой комнате в коммуналке неподалеку от Студии им. А. Довженко, за которой в то время сходу начинался пустырь. Там же у супругов родилась дочь Алёнка и позже им дали снова же комнату, но побольше.
Брачная жизнь Криницыной складывалась не очень гладко. Маргарита Васильевна вспоминала о супруге: «Женя был несколько резковат по нраву… Когда к кому-то ревновал, становился прямо как тигр. Отелло с ним не сравнится. В гневе выкидывал вещи с 5-ого этажа – за окно летели шуба, сапоги, платьица. Правда, позже прогуливался и сам всё собирал. Но я весьма терпеливая – меня можно было обижать, но я держалась и тихо посиживала. Нередко у нас появлялись конфликты на бытовой почве. Бывало, Женя и выпивал. Он же фронтовик…»
В 1970 году Маргарита Васильевна снималась в комедии «Меж больших хлебов», где она замечательно сыграла Тобоську. И у Маргариты начался так бурный роман с режиссёром Одесской студии Леонидом Миллионщиковым, что она желала развестись с супругом. Но спустя два месяца выяснилось, что брак с Маргаритой в планы Миллионщикова не заходил и они расстались. Криницына очень переживала.
Но ещё больше мачалась Маргарита Васильевна из-за того, что её не брали на драматические роли. Супруг актрисы, кинодраматург Евгений Оноприенко специально для Маргариты в 1972 году написал роль Терезы в кинофильме «За твою судьбу». Опосля того, как Криницыну не утвердили на эту роль, она решила покончить с собой, отравившись ацетоном. В {живых} она осталась лишь благодаря тому, что её супруг в этот денек пришёл ранее времени и успел вызвать докторов. А роль Терезы досталась Лене Козельковой.
В предстоящем Маргарита Криницына снималась в почти всех фаворитных фильмах, но в эпизодических ролях.
Одной из наилучших театральных работ актрисы считается роль Аэлиты в спектакле «Дама с цветком и окнами на север» в Театре-студии киноактёра в Киеве. За эту роль её хвалила критика, но актрисе в особенности были дороги экстазы зрителей. Позже Маргарита Васильевна ушла из театра.
Но киевляне как и раньше узнавали и обожали актрису. Обыкновенные торговцы на рынке постоянно уговаривали Криницыну взять любые продукты безвозмездно.
Дочь актрисы Алена закончила киноведческий факультет в театральном институте, работала ассистентом помощника на студии, где познакомилась с режиссёром Александром Суриным, вышла за него замуж, уехала в Москву, где и стала киносценаристом, как и её отец.
В 1986 году Маргарита Васильевна Криницына несравненно ярко сыграла острохарактерную роль женщины-жертвы диеты в кинофильме собственного зятя — режиссёра Александра Сурина по сценарию дочери Аллы Криницыной (Суриной) «Мы веселы, счастливы, одарены».
Потом была ещё маленькая роль в 1991 году в кинофильме «1000 баксов в одну сторону».
В 1996 году у Маргариты Васильевны случились два микро инфаркта, и она некое время не могла гласить.
В 1997 году от онкологии ушёл из жизни супруг Маргариты Васильевны, Евгений Оноприенко. Для Криницыной это было огромным потрясением.
У актрисы отыскали сладкий диабет.
Но на этом неудачи Маргариты Васильевны не закончились, опять инфаркт, сейчас тяжёлый и актриса оказалась прикованной к инвалидному креслу.
Но у неё хватило сил выжить, в 2003 году Маргарита Васильевна снялась в документальном кинофильме режиссёра Натальи Соболевой о самой для себя «Ах, не гласите мне про любовь».
В осеннюю пору этого же года во время съёмок в Киеве новогоднего мюзикла «За 2-мя зайцами», Алла Борисовна Пугачёва, игравшая в мюзикле Проню Прокоповну, возжелала познакомиться с актрисой Маргаритой Криницыной.
На память о встрече Пугачева подарила Маргарите Васильевне колье с изумрудами и бриллиантами за 18 тыс. баксов. Она так же предложила ей перебраться в Москву, но Криницына отказалась.
По хозяйству Маргарите Васильевне помогала родная сестра. Людмила Васильевна Криницына, которая прожила всю свою жизнь в Кишиневе, проработав 30 лет монтажером на «Молдова-фильме». Но когда пригодилась помощь сестре, она приехала в Киев и осталась с ней.
10 октября 2005 года Маргариты Васильевны Криницыной не сделалось. Похоронили её на Байковом кладбище в Киеве.
Криницына имела заслуги и звания:
Заслуженная актриса УССР — 1978 год.
Народная артистка Украины — 1996 год.
Лауреат Гос премии Украины имени А. Довженко (1999; за роль Прони Прокоповны в х/ф «За 2-мя зайцами»).
Лауреат Специального приза кинофестиваля «Стожары» за вклад в украинское кино – 1999 год.
Кавалер ордена княгини Ольги III степени за значимый личный вклад в развитие государственного киноискусства, творческие заслуги и высочайший профессионализм — 2002 год.
В заключение охото привести слова Маргариты Васильевны Криницыной, произнесённые ею на открытии монумента. Произнесены они на языке её 2-ой родины, но хоть какой россиянин поймёт их без особенного труда:
«… В цей денек я желаю побажаты для вас, мои ридни, того, до чого я, Проня Прокоповна, стремилась усе свое життя – счастья и любови. Потому у меня есть предложение – нехай уси киевские новобрачные в денек бракосочетания приходят сюды до мого изваяния. И жених звучно скаже жене и усим присутним: "Хай мене болячка скрутит, якщо брешу", а позже хай юная скаже: "Иду я за вас не за ваши магазины и мерседесы, а по любови"».
(Проня Прокоповна – Маргарита Криницына).
P.S.
Если у кого-либо всё-таки возникнут трудности с переводом, то ниже мой свой. Надеюсь, что перевела правильно.
«…В этот денек я желаю пожелать для вас, мои родные, того, к чему я, Проня Прокоповна, стремилась всю свою жизнь – счастья и любви. Потому у меня есть предложение – пусть все киевские новобрачные в денек бракосочетания приходят сюда к моему изваянию. И жених звучно произнесет жене и всем присутствующим: "Пусть меня болезнь скрутит, если я обманываю", а позже пусть юная произнесет: "Иду я за вас не за ваши магазины и Мерседесы, а по любви"».
Источник: