Воображение можно развивать в любом возрасте, но время его интенсивного развития – от 5 до 15 лет. Зависимо от возраста эта психологическая функция может изменяться. На его развитие влияют игры малыша, его продуктивная деятельность, чтение, программка, по которой он учится и даже личность преподавателя. Воображение у малыша просыпается приблизительно в 3 года.
Развитие воображения 2,5-3 года
Воображение малыша начинает «пробуждаться» не ранее 2,5 лет, когда происходит выделение личного «Я» малыша, он осознает, что разделен от мира вокруг нас. В этом возрасте происходит разделение воображения на 2 вида.
1. Аффективное воображение возникает тогда, когда возникают противоречия меж теми видами, которые сложились в голове у малыша и той реальностью, в какой он живет. Когда не выходит совладать с этими противоречиями, вырастает внутреннее напряжение, возникают ужасы и волнения. Аффективное воображение помогает совладать с ними. Малыш проигрывает свои переживания и так равномерно избавляется от испуга.
2. Познавательное воображение. С помощью него малыш достраивает и уточняет свою картину мира. Он может выстроить целостные образы явлений либо событий. Ребенок, используя игрушки, разыгрывает знакомые ему деяния и уже продумывает все вероятные варианты.
Деятельность малыша опирается на знакомые предметы, к примеру, ребенок употребляет палочку, как ложку, которой кормит мишку. Но 1-ое время план малыша неуравновешенный, если он отвлечется, просто может запамятовать, какой предмет что изображает. Малыши в ранешном дошкольном возрасте почаще поначалу делают, а уже позже задумываются, они не могут планировать деятельность: он нарисовал каракули на листе бумаги, и лишь в процессе решил, что это будет. Нередко детки дают фантастические разъяснения тем либо другим явлениям, т.к. пока не знают реальность.
Чтоб развивать воображение в этом возрасте, постарайтесь обогащать его актуальный опыт. Чем больше воспоминаний и чувств у малыша, тем лучше. Вы сможете сходить на прогулку в лес либо к берегу озера, посетить концерты либо детские представления, путешествовать. Новейшие воспоминания можно получить и дома: испытать новое блюдо либо фрукт, познакомиться с новеньким запахом, варьировать тактильные чувства (потрогали бархатную бумагу, погладили мех).
Очередной метод – чтение. В этом возрасте оно может уже стать приятным обрядом. Условьтесь, когда вы будете читать книги. Почти все детки предпочитают слушать сказки перед сном. Одну и ту же книжку можно перечитывать пару раз.
Можно поиграть с ним в эти игры, развивающие воображение:
1. Радостная прогулка. Вы идете с малышом в садик либо вышли на прогулку. Начните что-то выдумывать. К примеру, вы узрели, как по дороге бежит собака либо кошка. Пытайтесь совместно представить, куда она бежит, что будет позже созодать. Либо же на дереве посиживают и каркают вороны. Предложите ребенку «озвучить» их разговор. Что они молвят, о чем желают сказать. Можно рассматривать облака и поразмыслить над тем, на что они похожи. Это упражнение поможет развить и речь малыша, сделает его наиболее наблюдательным.
2. Угадай, кто это. Эта радостная игра весьма нравится всем детям. Попытайтесь изобразить кролика, медведя либо хоть какое другое звериное. Ребенок должен угадать, кого вы проявили. Позже наступает очередь взрослого отгадывать. Малыш изображает, а вы пытаетесь осознать, что же это все-таки за зверек.
3. Магическая клякса. Ребенок берет лист бумаги, выбирает собственный возлюбленный цвет и ставит посреди листа огромную кляксу. Позже необходимо аккуратненько согнуть листок напополам. Когда вы его развернете, получится необыкновенная картина. Малыш должен придумать, на что это похоже, дорисовать какие-то детали, чтоб набросок вышел завершенным.
4. Подарки от магической феи. Из цветного картона нужно вырезать фигуры различного размера и формы, сложить их в коробку. Поведайте ребенку сказку о том, как фея приготовила лесным зверятам подарки. Но возник злой волшебник и все их заколдовал. Ребенок должен додуматься, что за игрушки принесла фея. Так, кружок мог быть мячиком, а квадрат – кубиком. Играя в эту игру, вы не только лишь развиваете воображение малыша, да и повторяете формы и цвета.
Занятия с детками 4-5 лет
В этом возрасте ребенок усваивает правила поведения, принятые в обществе нормы, укрепляется его «Я». Фантазии могут возникать не только лишь спонтанно. Поначалу возникает план, позже ребенок его реализует. Он начинает воспользоваться репродуктивным воображением, т.е. желает воспроизводить действительность таковой, какая она есть. В это время происходит буйный рост словесной формы воображения.
Страхов в 4-5 лет становится меньше, и аффективное воображение употребляется пореже, лишь опосля перенесения травмы. К примеру, он не так давно лежал в поликлинике опосля операции и опосля этого оперировал свою игрушку.
Что все-таки касается познавательного воображения, то оно интенсивно развивается в ролевой игре. Содействуют этому и рисование, конструирование, лепка. Вы сможете совместно придумывать истории, ребенок должен создавать свои сюжеты и персонажей. Можно поиграть в игры, развивающие воображение:
1. Притча напротив. Попросите малыша поменять сюжет сказки так, чтоб она вышла шиворот-навыворот. Для начала сами поведайте одну такую сказку, а позже предложите ему переработать всякую знакомую историю. Либо же просто поменять один из сюжетов сказки, рассказав ее заного. К примеру, Золушка не теряла туфлю. Как ее еще мог отыскать царевич?
2. Продолжи набросок. Нарисуйте 7 кругов схожего размера либо любые остальные фигуры. Попросите дорисовать картину, но так, чтоб вышли различные изображения.
3. Таинственный зверек. Придумайте слово и растолкуйте ребенку, то так зовут одно необыкновенное звериное. Попросите его представить, как смотрится этот зверек, и нарисовать его, а позже сочинить про него историю. Пусть малыш скажет, где он живет, чем питается, что любит созодать и т.д.
Как развивать воображение у деток 6-7 лет
Старший дошкольник не только лишь осваивает эталоны поведения, да и начинает отходить от эталонов, употреблять их для того, чтоб сочинять что-то новое. У малыша начинает формироваться план, способный задерживать внимание некоторое количество дней. Чтоб фантазия начала работать, время от времени довольно поглядеть кинофильм, узреть картину либо же услышать сюжет из книжки.
В этот период ребенок может сам придумать игру, подобрать для нее пространство деяния, наделив себя и друзей какими-то ролями. Но деяния и сюжет игры могут повсевременно изменяться, если сами участники этого захочут. У общей идеи возникают какие-то детали, а хоть какой наружный фактор может стать стимулом для возникновения новейших героев либо сюжетов. Если в 3 года детки играют не подольше 10-15 минут, в 4-5 лет – около 50 минут, до в 6 лет они могут увлечься игрой на несколько часов либо дней.
Это самое подходящее время для закладывания базы развития творческого мышления, ребенок обучается мыслить неординарно. Развитие воображения происходит также, как и прошлые годы: знакомство с миром вокруг нас, искусством, чтение книжек, соответственных возрасту. Малыши играют, отрисовывают, лепят, конструируют.
Играйтесь с детками в игры, развивающие воображение:
1. Новенькая жизнь. Малыши уже знают, как употребляются те либо другие предметы. Попросите их поведать, как еще можно использовать эти вещи в быту. Сможете отдать им в руки зубную щетку либо карандаш, бутылку из-под сока и остальные знакомые с юношества предметы.
2. История вещи. Попросите малыша избрать предмет и поведать историю от его имени. Это могут быть приключения игрушки, камешка, который вы отыскали у дороги, шарфа и т.д.
3. Чего же на свете не бывает. Приготовьте карандаши, фломастеры и попросите малыша придумать и нарисовать то, что на свете не бывает. Опосля того, как он окончит набросок, его необходимо обсудить.
Развитие воображения у младших школьников
Малыши младшего школьного возраста обучаются управлять своим воображением, надзирать этот процесс. Учеба помогает развить воссоздающее воображение, т.к. чтоб освоить учебный материал, необходимо повсевременно представлять то, о чем гласит преподаватель. Но, к огорчению, развитию творческого воображения уделяется не настолько не мало времени. Младший школьный возраст является самым наилучшим периодом для этого. У малыша уже имеется опыт, развита память, занятия должны проводиться в неотклонимом порядке, а по другому можно упустить подходящий момент.
Не считая знакомых нам методов развития воображения, можно употреблять новейшие. Пусть детки скажут о чувствах и эмоциях, а позже попробуют выразить их через набросок либо с помощью музыки. Можно заняться словесным рисованием, испытать нарисовать музыку, нрав персонажа либо настроение произведения.
Стоит обучить их созидать причинно-следственные дела, определять причину происшествий, попросить выстроить логическую цепочку меж 2-мя событиями, которые, как кажется, никак не соединены меж собой. Полезно создавать ассоциативные цепочки, выдумывать синонимы и антонимы к словам.
Как развивать воображение:
1. Придумывать истории. Преподаватель либо родитель может предложить тему либо же картину, по которой ребенок должен придумать сказку либо историю. Можно придумывать продолжения сказок.
2. Импровизация. В занятии может участвовать брат либо сестра, либо же приглашенный в гости ребенок. Выбираются 2 сказочных персонажа, не связанных меж собой. Малыши должны сыграть их роли, сами придумывая сюжет. Взрослый дает лишь задание: телефонный разговор либо сценка.
3. Увлекательная история. Взрослый выдумывает 2 предложения, не связанных по смыслу, а ребенок должен сочинить рассказ и включить в него эти предложения. К примеру, дается заготовка: «Папа днем запоздал на работу» и «потому мы решили украсить елку». А детки должны придумать рассказ, в каком оба предложения смотрелись бы гармонически.
Как мы лицезреем, развитие воображения – это не кислый процесс, а увлекательная и интересная игра. Занимайтесь со своими детками, читайте им книги, придумывайте истории, и можете вырастить удачного человека.
Источник: