Шивананда-йога – еще одна школа йоги, подаренная Западному миру Индией. Создателем данного направления является Свами Шивананда. Фактически, его именованием и было названо выдуманное им направление йоги.
Родился Свами Шивананда в Индии в 1887 году. По профессии он был доктором, практиковал в Малайзии. В один прекрасный момент ему удалось исцелить 1-го монаха, который в символ благодарности познакомил доктора с йогой. С того времени Шивананда увлекся старой индийской философией и переехал в Ришикеш. Этот святой город размещен на севере Индии у самого подножья Гималаев и считается мировой столицей йоги. Тут Шивананду отыскал собственного учителя по йоге и долгие годы занимался ею. Позднее Шивананду сам стал учителем и основал ашрам — Общество Божественной Жизни, написал наиболее 200 книжек и разработал свой стиль йоги. Конкретно Шивананда сделал Лесную академию йоги и Веданты, по эталону которой сейчас устроены курсы обучения учителей йоги в Западном мире.
В конце 50-х годов прошедшего века ученик Свами Шивананды — Свами Вишнудевананду – приехал на Запад, чтоб познакомить тут людей со школой йоги собственного учителя. 1-ый курс обучения учителей йоги он организовал в Канаде в 1969 году, а 1-ый Шивананда йога центр сделал в Вене в 1974 году. Интересно, что Вишнудевананду во время службы в армии был военным пилотом. Этот опыт понадобился ему в 70-х годах прошедшего века, когда он на своем самолете побывал в таковых жарких точках, как Северная Ирландия, Ближний Восток, еще разбитый в то время Берлин.
В 1963 году Шивананды не сделалось, а в 1993 году погиб и его ученик и верный последователь Вишнудевананду, но их школа йоги живая и завоевывает больше почитателей по всему миру. На сей день Курсы учителей йоги раз в год выпускают наиболее 1000 человек, а количество Шивананда центров и ашрамов по всему миру уже приближается к сотке.
В чем все-таки индивидуальности Шивананда йоги, и чем она презентабельна для западного человека? Сам создатель направления гласил: «Служи, обожай, даруй, очищайся, медитируй, реализуйся!» Его йога база на 5 главных принципах, которые почти во всем идентичны со стилем йоги Патанджали. Система Шивананды явилась некоторым синтезом таковых узнаваемых школ как Раджа Йога, Карма Йога, Джняна и Бхакти. Вот 5 принципов, на которых строится Шивананда-йога:
1. Выполнение физических упражнений – асан;
2. Выполнение дыхательных упражнений – пранаям;
3. Расслабление в Шавасане;
4. Вегетарианство;
5. Духовное развитие при помощи чтения священных текстов и медитации.
1-ый принцип Шавананда-йоги реализуется при помощи определенного набора асан. В качестве разминки употребляется комплекс Приветствие Солнцу (Сурья Намаскар).
Дальше производится последовательность из последующих 12 асан:
1. Баланс на голове (Ширшасана);
2. Баланс на плечах (Сарвангасана);
3. Поза плуга (Халасана);
4. Поза рыбы (Матсиасана);
5. Наклон к ногам сидя (Пашчимоттанасана);
6. Поза кобры (Бхуджангасана);
7. Поза кузнечика (Шалабхасана);
8. Поза лука (Дханурасана);
9. Поза царя рыб (Ардха Матсиендрасана);
10. Поза журавля (Бакасана);
11. Наклон к ногам стоя с захватом стоп (Падахастасана);
12. Поза вытянутого треугольника — Триконасана;
Видите ли, асаны в Шавананда-йоге по большей части практикуются легкие и настоящи для освоения даже новичком. Но пусть это не отталкивает тех, кто собственный уровень в хатха йоге считает довольно высочайшим и отыскивает развития. Для таковых учеников предлагаются наиболее сложные варианты выполнения упомянутых выше 12 асан.
Эти 12 асан для тренировки Шивананда избрал не случаем. Потому что он был практикующим доктором, то свою систему строил на глубочайшем терапевтическом эффекте. Потому благодаря постоянным занятиям Шивананда-йогой улучшается работа кровеносной, дыхательной, эндокринной систем, улучшается упругость позвоночника, оздоравливается и омолаживается весь организм.
Почему мы заявляем в заголовке статьи о том, что Шивананда-йога – это пусть к спокойствию и осознанности? Дело в том, что вся практика проходит в расслабленном состоянии. И даже перед тем, как приступить к выполнению асан, практикующие сначала обучаются физическому и ментальному спокойствию. Шивананда считал, что конкретно в состоянии релакса йога-асаны приносят наивысшую пользу практикующему.
Начинается занятие с пения мантр, потом педагог предложит упражнения на дыхание (капалабхати, анулома-вилома), концентрацию и расслабление. И лишь потом ученики перебегают к выполнению разогревающего комплекса «Сурья намаскар» и упомянутых выше 12 асан, варианты выполнения которых для всякого подбираются педагогом персонально с учетом физиологических особенностей. Пару раз за занятие непременно производится расслабляющая Шавасана. Это делается для того, чтоб настроить свободное течение праны по энергетическим каналам в человеческом теле.
Благодаря этому устраняются зажимы и чувственные блоки, а им на замену приходит упругость физическая и психологическая. Заканчивается практика пением мантр.
С уверенностью можно гласить, что данная школа йоги подойдет всем тем, кто вместе с физическим развитием собственного тела желает развиваться духовно, учить индийскую культуру, Священные писания, заниматься медитациями и осваивать пранаямы. Но, если духовная составляющая для вас не увлекательна, либо вы чувствуете, что просто не «доросли» до нее в собственном развитии, то лучше направить внимание на остальные школы йоги, о которых мы повсевременно рассказываем для вас на йога-страничках нашего интернет-издания.
Источник: